Бетховен. 32 соната в исполнении Рихтера
Не знаю ничего столь же запредельного,
как эта музыка и
это исполнение
... После этих слов Кречмар... закончил свою лекцию на тему, отчего в опусе 111 Бетховен так и не написал третьей части. Впрочем, говорил он, достаточно вам было услышать сонату, чтобы уже самим ответить на этот вопрос.
Третья часть?
Новое начало после такого прощания?
Новая встреча после такой разлуки?
Немыслимо!
Случилось так, что соната в этой непомерно разросшейся части пришла к концу, к расставанию навеки.
Говоря «соната», он имеет в виду не только эту сонату в до-минор, но сонату вообще, сонату как традиционную музыкальную форму.
Сама соната как жанр здесь кончается, подводится к концу: она исполнила своё предназначение, достигла своей цели, дальше пути нет, и она растворяется, преодолевает себя как форму, прощается с миром! Прощальный кивок мотива ре-соль-соль мелодически умиротворён проникновенным до-диезом — это прощанье, и в таком, особом смысле прощанье с сонатой, не уступающее по величию ей самой.
Это строки из романа Томаса Манна "Доктор Фаустус".